Интерес к диснеевским принцессам продолжает расти, как и количество различных экранизаций их историй. Однако их 3D версии часто переделываются в угоду общему сюжету, хронометражу или современным тенденциям. И в честь выхода нового фильма о Мулан мы решили посмотреть, откуда взялся данный образ, с чем он связан, а также подумать, что потеряла экранизация, отказавшись от песен, генерала Шаня и образа Мушу, который до сих пор является одним из самых любимых персонажей мультфильма. 


Итак, начнем с исторической части. Легенда о Хуа Мулань появилась в Северном Китае в качестве народного фольклора примерно в 5-6 веках. Однако самая ранняя известная нам печатная версия сохранилась лишь с 11 века в антологии «Собрание Музыкальной палаты» Го Мао-цяня. Текст легенды состоит всего лишь из 60 строк, в которых рассказывается о том, как девушка Мулань, жалея своего старого и больного отца, решает пойти на войну против гуннов вместо него. Она проводит в военных походах 12 лет, за что император предлагает ей высокий государственный чин и вознаграждение. Мулань отказывается и, вернувшись домой, возвращается к своей обычной жизни, однако ее соратники, проходя мимо, узнают ее и удивляются тому, как ей удалось скрывать все время свою личность. В конце она задается вопросом о том, какая же разница стоит между мужчинами и женщинами. На этом официальный сюжет Мулань заканчивается, оставляя открытым финал и прошлое героини. Благодаря открытости сюжета, эта легенда стала своего рода китайской легендой о Короле Артуре – образ Мулань много раз переделывался, дополнялся различными финалами, обрастал подробностями. Ей приписывали и самоубийство, и комедийно обыгрывали жизнь девушки в армии, и делали из нее феминистический идеал, и многое другое. Однако легенду о Мулань никогда не забывали, и с начала 20 века она стала культовым персонажем в китайской культуре.


При создании мультфильма сценаристы Дисней очень ответственно и грамотно подошли к адаптации Мулан для западного зрителя, пытаясь не просто пересказать, а объяснить детям, что же происходило в той легенде. Для отображения культурных норм того времени в начале вводится дополнительная часть сюжета про сваху и попытку выдать Мулан замуж. Здесь нам в песнях и диалогах рассказывают, что в то время настоящая женщина должна быть тихой и скромной, сидеть дома, рожать детей и ждать мужа из походов. Конфуцианский идеал женщины действительно не подразумевал ничего помимо повиновения и послушания. Однако в самом начале мы видим Мулан как энергичную, сообразительную (вспомните, как она кормила куриц, привязав мешок с кормом к своей собаке и подвесив над ней косточку) и старательную девушку. Уже на данном этапе нам приводят яркий контраст того, кем является человек, и кем его хотят сделать в угоду обществу. Далее сюжет повторяет легенду – Мулан отправляется на войну против гуннов вместо своего отца. Жизнь Мулан в лагере частично повторяет различные более поздние версии легенды. Этот этап показывает нам процесс адаптации девушки к новой роли воина – в песнях показывают, как за счет физических особенностей Мулан сначала отстает в обучении, но благодаря стойкости становится одной из лучших. Нам также раскрывают Мулан как отличного бойца, когда она при помощи двух «противовесов» забирается на столб чтобы вытащить оттуда стрелу. Мало кто из нас в детстве обращал внимание на это, но генерал Шань назвал эти противовесы «сила» и «дисциплина», тем самым показывая, что одно силой ничего не добиться, и что необходимо сочетать их для достижения цели.


Однако далее создатели мультфильма решили слегка поменять оригинальную концепцию и раскрыть личность Мулан сослуживцам намного раньше, добавив также сюжет со спасением императора. Скорее всего данный ход был сделан для того, чтобы победителем и героем стал не образ мужчины, за которого выдавала себя Мулан, а она сама. Для этого нам сначала показывают, как Мулан пытается убедить всех, что гунны готовы вновь напасть, но никто не хочет слушать ее, просто потому что она женщина. И в данной истории император за спасение Китая дарует Мулан титул и награды уже не как воину, а как непосредственно девушке Мулан.

Но самое интересное мы припрятали напоследок. Что же с Мушу и сверчком, той самой неразлучной парочкой, которая всем нам так нравилась и которая сопровождала все это время нашу героиню? Да, создание Мушу было исключительно доработкой студии Дисней, и у нее есть своя немаловажная роль. Они помогали выстраивать сюжет, отображать мысли героини, добавляли больше веселья и сюжетных поворотов. Мушу, который является одним из тотемных животных, помогает показать в мультфильме суть культа предков, защищает Мулан и помогает ей как дух-защитник. Кроме того, он продолжает служить напоминанием о главной цели – вернуть честь семьи и дойти до конца.

Так чем же рискует экранизация Мулан, отказавшись или переработав дракона Мушу в феникса, а ястреба Гуннов в ведьму? По сути, и дракон, и феникс, являются одними из сильнейших и наиболее значимых животных в китайской мифологии, и именно они чаще всего изображаются как символы императора. Если у феникса будет такая же основа, как и у оригинального Мушу – присматривать за Мулан, напоминать ей, кто она такая и для чего это делает, оберегать ее как посланник ее предков, то сюжет может потерять лишь остроумные шутки, которыми изобиловал мультфильм. Если убрать из экранизации все песни, шутки и сделать сюжет серьезнее, как мы это уже успели заметить по первому трейлеру, скорее всего получится очередное китайское кино про войну и летающих воинов.



Мультфильм Мулан отличался наглядной и слегка утрированной демонстрацией обычного быта – не эпичными драками с сотнями воинов, а именно на том, что все персонажи – самые обычные люди. Генерал Шанг, который пытается доказать всем, что он достоин стать приемником своего отца, сослуживцы, которые подкалывают друг друга, бабушка, которая верит в магическую силу талисманов, сама Мулан – все они имеют свои слабости и не являются идеальными образами. Мультфильм про Мулан даже сейчас смотрится на одном дыхании – он пропитан особой атмосферой, любая даже самая незначительная деталь играет свою важную роль. Целостность картины дополнялась теми самыми образами Мушу, сверчка и прочих персонажей. Что же осталось в фильме? Смотрите в кино уже сегодня!